Бьет — значит любит. Это древнее утверждение сразу оставим любителям садо-мазо — речь сейчас не об этом. Что делать, когда он любит, но в пылу скандала позволяет себе распустить руки? Как к этому относятся женщины, и допустимы ли хотя бы пощечины во время ссоры? Для того, чтобы постараться быть предельно непредвзятым, я обратился за комментариями сразу к двум психологам-психотерапевтам — мужчине и женщине.
Желание применить физическую силу в ссоре со своей женщиной (подругой или женой) можно объяснить человеческой природой, в которой желание к конструктивному и деструктивному заложено изначально.
По Фрейду, заметил психотерапевт Александр Буцких, человеком управляют два основных влечения — к жизни (сексу) и смерти (насилию).
«Весь вопрос в том, как человек с этим обходится, что он с этим делает… Тут ключевым моментом может являться отношение к ребенку — как родители вели себя с ним в детстве», — добавил Буцких.
Если мальчика часто подвергали насилию (физическому или психологическому), то он, скорее всего, будет считать такой «язык» общения совершенно нормальным и во взрослом возрасте.
Механизмом запуска «семейного насилия» может оказаться и недостаточное количество секса в жизни разбушевавшегося мужчины: все по тому же Фрейду — не хватает так называемого конструктивного, идет замещение деструктивным.
А также — отсутствие простого человеческого общения в паре. В данном случае обычный язык общения между мужчиной и женщиной подменяется языком «жестов».
«Человек путает языки общения. Это часто происходит и в общении с ребенком, когда его называют, например, гаденышем, и мама при этом может сказать, что так выражается любя. Но он-то слышит слово «гаденыш», — уточнил Александр Буцких.
Его коллега, психолог Людмила Юрганова рассказала, что явными поводами для мужского рукоприкладства является нежелание самой девушки успокоить в ссоре мужчину, а также всяческое проявление эскалации конфликта:
«Ему и так плохо, он же не просто так начал конфликт, а девушка пытается его еще и дальше возбуждать… В ссоре ответственность за насилие всегда несут оба партнера», — добавила Людмила.
Вовремя остановиться надо уметь. Мужчине, если он видит, что девушка не собирается успокаиваться или соглашаться с его аргументами, надо резко прервать скандал и перенести разговор на другое время.
От этого никто не проигрывает — просто «битва» (и, возможно, уже только на словах) будет считаться временно отложенной.
Также в пылу скандала можно использовать «маркер», при произношении которого обе стороны понимают, что надо остановиться. Так, кстати, поступают любители садо-мазо отношений, изначально договариваясь о каком-нибудь условном слове (чем оно неожиданнее — тем лучше, например «апельсин»), произнеся которое, один партнер дает другому понять, что все действия надо тут же прекратить. Можно также для снятия агрессии постучать по груше (боксерской, разумеется) или выйти на улицу — проветриться.
Случаи, когда определенное насилие уместно и порой оправдано, бывают, — заявили почти в один голос и психолог-мужчина, и психолог-женщина.
Например, тогда, когда женщина заходится в истерике, отрезвляющая пощечина может быстро прекратить этот неконтролируемый процесс. Юрганова, правда, добавила, мол, это допустимо, если только есть риск, что женщина, будучи в истерике, может себе что-то повредить физически — допустим, начала биться головой о стену.
«Это возможно и когда она провоцирует мужчину… Я глубоко убежден, по опыту работы и жизни, что наши женщины частенько провоцируют мужчин, бессознательно или даже сознательно добиваясь, чтобы к ним проявили насилие. В том числе и физическое. Хотя сами себе они в этом могут и не признаваться», — сказал доктор Буцких.
Если страшное случилось — он ее ударил, — мужчине, посоветовала психолог Юрганова, надо просто молча обнять девушку и дать ей возможность этим «искусственным тормозом» хоть на секунду успокоиться.
Психотерапевт Буцких предложил еще попытаться перевести общение в «постельную» плоскость.
Во всем этом надо помнить одно: проявление любого физического воздействия (даже ту же пощечину) женщина будет однозначно воспринимать как насилие. А это может грозить семейному драчуну дальнейшими обидами, местью, а иногда и разрывом отношений.