1. Виктор Захаренко, продюсер»:
Основное проявление любви — взаимное уважение. Любовь в плане влечения всегда может пройти, а взаимное уважение остается. Это — первое. Из чего это уважение вырастает? Общаясь с человеком, ты проникаешься и понимаешь его потребности, взгляды, приоритеты, и они где-то соответствуют твоим.
Говорят, что люди из разной среды дополняют друг друга, но зачастую это все бредни. Жизнь показывает, что у людей общих взглядов прочнее брак и отношения, а какая-то экзальтация хороша лишь на первом этапе, а потом же начинается недопонимание.
Второй постулат — терпимость. Через терпимость рождается и то же самое уважение. Третье важное здесь — дети. Нет семьи и нормального брака без детей. Я понимаю тему «пробных браков», но только если это происходит так: мальчик — дома, девочка — дома, и где-то они периодически встречаются. Но как только они начинают вместе жить, живут долго и у них нет детей, значит, это или не повезло, либо это — узаконенное … Дети — важнейшее «цементирующее» составляющее любой нормальной семьи. Но если нет первого и второго, то дети будут несчастными — они все видят и понимают…
А второй ребенок — особенно если он сильно разнесен по времени с первым, — я считаю, это большая радость.
Разница в возрасте между супругами не имеет значения. Точнее — календарный возраст не имеет значения, главное, чтобы внутренний возраст — состояние души — совпадал. Со временем ты будешь ценить в человеке именно душу. По поводу главенства в семье, я думаю, домострой тут — вещь неправильная. И если люди адекватные, то наличие денег — нужное, но не обязательное условие. К сожалению, у нас сейчас выросло поколение и мальчиков и девочек, которые живут между собой и выносят друг другу мозг, считая, что с самого начала они должны иметь все и сразу.
2. Павел Яровой, адвокат, председатель коллегии адвокатов «Форум»:
Конечно, у всех есть трудности и проблемы разного плана, но когда брак построен на симпатиях и крепкой любви, то все эти «волны» разбиваются об эти «камни». Самое главное — сохранить ту любовь, которая стала основой для брака, невзирая ни на что.
Конечно, на все это могут влиять и материальные, и другие проблемы, но супруги должны быть всегда вместе. Я не понимаю те пары, которые ездят раздельно в отпуск. Или даже живут в разных местах — уезжают на полгода. Это неправильно.
Если тебе этот человек нужен, ты от него не устанешь. Мы же годами работаем с одними и теми же людьми в рабочем коллективе, но не устаем же от них так, чтобы относиться к ним негативно. Тем более проводим со многими по 8 часов в день.
Мне кажется, исключения, когда у людей большая разница в возрасте, лишь подтверждают правило: возраст должен быть все-таки близким. Разница на 10 лет и больше — это люди разных поколений, у них будут разные интересы, кому-то придется постоянно подстраиваться.
Традиционное отношение к браку, нежели западное, нам ближе. Поэтому, кстати, и брачные контракты у нас не прижились. Так что главным в семье должен быть мужчина. Дети? Счастливым брак может быть и без них…
Деньги — далеко не самый важный фактор, но они очень важны. Определенный материальный уровень должен быть у каждой семьи. Если семья ютится в комнате на подселении, или в бараке, или в общежитии, сложно такому браку быть счастливым. Так что, считаю, деньги имеют серьезное значение — если муж не может содержать семью, то брак может распасться.
3. Денис Иванов, ресторатор, автор и владелец нескольких ресторанов, сети пивных и кофеен:
Брак — это работа, и надо это понимать. Нужно уметь уступать, а у нас люди не умеют этого делать. Но самое важное — надо уметь давать друг другу отдыхать друг от друга. Советская система породила маленькие квартиры с одними спальнями, когда ты все время находишься с человеком вместе и некуда друг от друга деться.
Нам посчастливилось, что мы с супругой — люди мира. Мы можем перемещаться и время от времени отдыхать. Страсть поддерживается разлукой. Часто браки рассыпаются от того, что люди друг друга не отпускают никуда. У нас за 21 год совместной жизни был период, когда мы разъехались на полгода, но это в итоге вылилось в то, что мы сейчас можем не расставаться друг с другом целый год. Такая возможность отдыхать друг от друга, помогает: например, муж работает в Москве, а жена — во Владивостоке. Я видел много счастливых браков, закончившихся неудачей из-за того, что люди друг друга достали. Вот это преследование все время СМС-ками, звонками — «как ты?», «с кем?»… Много браков развалилось именно из-за этого.
Разница в возрасте на брак не влияет. А вот что касается того, кто главный, тут я несколько консервативен: то, что всегда относилось к мужскому, должно решаться мужчиной. Все-таки женщина в первую очередь — домохозяйка. Для меня наиболее комфортен в жизни был период, когда жена не работала, а занималась домом…
Счастливый брак без детей может быть, но дети очень важны. У нас, к сожалению, их еще нет, но мы только об этом и думаем. Поэтому в ближайшее время… (Смеется.) Мне сейчас уже кажется, что вначале нужно рожать, а потом думать обо всем остальном. Ранний ребенок меняет и менталитет женщины, и делает более ответственным мужчину. А сегодняшняя формула — заработаю денег, а потом буду заниматься семьей, — мне кажется абсолютно ошибочной.
Мы долго прожили в маленькой квартире. Отношения важнее денег. Можно ходить и по зáмку, но, встречая супругу в коридоре, посылать ее постоянно, а можно жить в маленькой квартире, но быть счастливым.
4. Ростислав Шило, директор зоопарка:
Брак будет крепкий, когда женщина во всем подчиняется мужчине. Во всем, кроме магазинов и шопинга… Вот магазины — их (женщин. — И.К.) дело, а остальное — мужское всё. Быт и дела по хозяйству? Тоже — женское, но, правда, и мужчина тут может помочь. Я, например, тоже, бывает, постряпаю котлеты или утку запеку, но это редко случается. По настроению. Или когда супруга себя плохо чувствует.
Но в остальном, я считаю, чтобы брак был счастливым — все решения должен принимать мужчина. Тогда будет крепкий брак. Разница в возрасте? Для меня — не влияет. (Смеется.) А для жены — не знаю… Но я могу сказать, что у меня дед женился на графине Красовской, когда ему было 36, а ей — 16. Он когда пришел руки просить у графа, тот говорит: «Какую?» — у него три дочери было. Так дед говорит, мол, младшую. Александра ее звали. И жили они счастливо, пока деда в 37 году не расстреляли…
Дети в счастливом браке должны быть. Сто процентов! Каждый мужчина должен оставить после себя трех детей. Для того чтобы Россия и русская нация продолжали существовать. И самое главное, чтобы сын был — фамилию мог наследовать… Конечно, любой мужчина должен обеспечить материально семью, это однозначно. Но счастливый брак можно построить и в «шалаше». Для меня — однозначно возможно. Да, для меня деньги, можно сказать, вообще не существуют. Мне нужны «уазик», ружье и штаны. Больше ничего не надо. (Улыбается.)