Как-то я случайно узнал, что один мой знакомый, с кем иногда в неформальной обстановке где-нибудь пересекаемся и по-приятельски болтаем на разные темы, выдал в «твиттере» такое, будто мы с ним — враги заклятые. Может, он наивно думал, что я об этом не узнаю, может, поднимал таким образом собственную самооценку — кто его знает…
Подобное лицемерное поведение, как утверждают психологи, — обычное явление нашей жизни, так было всегда. Только раньше тебя обсуждали «за глаза» где-нибудь на кухне, а с приходом интернета — в виртуальном мире, где все становятся еще более раскованными, чем на кухне после «поллитры» под соленый огурец. «Я сам сталкивался с таким, когда работал в одной городской клинике. У нас была общая кухня, и подобные разговоры велись именно там. И это, я замечу, были психотерапевты. А что уж говорить об обычных людях?» — улыбнулся доктор Александр Буцких.
В интернете, ко всему прочему, добавил специалист, возникает чувство безопасности — человек расслабляется, мол, я сижу у себя дома, кто меня найдет, если вдруг чего?
Порой можно подумать, что интернет-расслабление настолько размягчает некоторым мозг, что тот перестает подавать сигналы-электрические импульсы мышцам рук, и пальцы сами набивают что-то там на клавиатуре. Возможно, потом мозгу будет стыдно за неконтролируемые пальцы, но пока по ту сторону экрана творится настоящая сантехническая вакханалия.
И ладно бы этот «интернет-расслабленец» просто кидал, как говорят в Сети, «какашки на вентилятор» — так он же метит именно в тебя. В того, с кем еще вчера довольно мило общался.
«Человек до конца не осознает, что это (интернет. — И.К.) — та же реальность. У него возникает ощущение своей защищенности, и еще влияет анонимность: один раз он под ником выступил где-нибудь, а потом, не отдавая отчет, так же откровенно написал — и уже под своим именем — где-нибудь в соцсетях. Плюс некоторые люди недооценивают степень проникновения информации из Сети в реальную жизнь», — заметил психотерапевт Буцких.
На мой взгляд, соцсети с самого начала учат нас лицемерию. Сколько у тебя так называемых «френдов»? Сто? Двести? Пятьсот? А со сколькими, встреться вы в реале, ты станешь обсуждать то, что волнуют действительно друзей, ну или хотя бы приятелей? Однажды на улице мимо меня прошла девушка, которая в одной из соцсетей настойчиво напрашивалась в «друзья». (Я ее даже добавил — она знакомая моего приятеля.)
Так вот, столкнувшись на улице почти лоб в лоб, в ответ на свой кивок-приветствие я прочитал в ее глазах немой вопрос: «Ты кто?». На следующий день моя лента «френдов» была прорежена довольно сильно. Зачем эти «мертвые души»?
Кто эти люди, которые сегодня тебе жмут руку, а завтра готовы закидать тебя виртуальными какашками? Психотерапевт считает, что отличает таких людей их моральная незрелость. «Моральная сфера не имеет отношения к интеллекту и образованию… Это не только некие правила, которые человек соблюдает, но и определенная ответственность перед собой и обществом. Нравственные нормы в том числе. И то, как он общается, поддерживает отношения и т.д. Все это я называю моральной сферой», — объяснил Александр Буцких.
То есть сам-то человек может оказаться как гопником, так и интеллектуалом с тремя высшими образованиями. Причем вторых, как правило, больше. (У пацана «с раена» обычно все просто: если ненавидит — так ненавидит, если уважает — то тоже сразу об этом сообщает.) Но, конечно, это не означает, что первые сплошь обладают огромной той самой «моральной сферой», просто у них все это на уровне почти животных инстинктов.
Лицемер по профессии может быть кем угодно. Хотя склонность к такому поведению, по мнению специалистов, в наибольшей степени может проявляться у тех, кто занимается PR, а также выборными технологиями. Циничный пиарщик ради достижения результата и дорогой вентилятор не пожалеет.
Уживаться с такими личностями лучше всего на расстоянии — если уж не прекращать общение полностью, то хотя бы не пускать их в свое личное пространство.
Что касается того знакомого, то руку ему в следующий раз я если и подам, то после обязательно зайду в ванную. Ну, чтоб гумус виртуальный смыть.