Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Тотальная слежка

Какую персональную информацию о многих тайнах твоей жизни можно собрать по частному запросу. Мода на сбор досье о потенциальном муже или жене набирает обороты. Услуги эти недешевы, но спрос на них есть. Частные сыскные агентства пересматривают свои технологии и стараются угодить клиенту. А что и где можно найти о человеке, и какую информацию о себе мы невольно оставляем открытой? Все комментарии на тему будут анонимными — люди, располагающие знаниями, представляться отказались наотрез.

Тотальная слежка

Это в сельской местности до сих пор живут по старинке. Берегут новые платья, невзирая на то, куплены они в модных бутиках или на барахолке. Знатоки местных секретов в деревне тоже всем известны. Тетя Маша, продавщица из магазина, и местный безобидный алкоголик Васек, длинный язык которого уже несколько раз становился причиной временной потери памяти. В городах, где как нам кажется, мы известны только нескольким десяткам людей, собрать информацию о человеке сложнее. Но качество этой информации совершенной иное. Я не буду затрагивать вопрос о сборе данных о потенциальных партнерах или конкурентах, это — бизнес-разведка или промышленный шпионаж… А что можно узнать о жизни человека? На время оставим этические соображения сбора информации. Только факты.

После долгих переговоров приоткрыть завесу согласился один из сотрудников сыскного бюро. Оказывается, «пинкертоны» уже уловили тренд и совершенно спокойно снабжают людей данными.

Поскольку прорехи в законодательстве велики, действуют ребята на свой страх и риск и никаких гарантий заказчику не дают. Результат предполагается 50 на 50. Или узнают что-то интересное, или нет. Приблизительный набор информации выглядит так: здоровье человека, вредные привычки, имущество, родственники, увлечения, отношения с законом, долги и кредиты.

Первое, что я выяснил: разговоры о тотальной слежке и возможность разложить по полочкам жизнь человека — это голливудское преувеличение. Так или иначе, весь этот бизнес держится на личных знакомствах и случайных утечках информации. К последним относятся базы данных правоохранительных и фискальных органов, которые иногда всплывают на черном рынке. Сыскные агентства охотятся за этими массивами данных, скупают их и при необходимости используют. Но никаких гарантий достоверности и актуальности информации в этом случае дать невозможно. Другое дело — друзья в этих самых правоохранительных органах, но и тут не все просто.

Внутренний документооборот правоохранительных органов — дело сложное, и далеко не все сотрудники имеют доступ к полной базе данных. Возможность частного сбора информации в системе МВД знакомые оперативники назвали бредом.

Доводы привели такие. Сам по себе обмен информацией, с кем бы то ни было, без санкции начальства, — уже нарушение. Ставить на поток сбор информации, которая будет уходить за пределы ведомства, — серьезное должностное преступление. В ответ на скептические ухмылки и намеки на нечистоплотность милиции мне привели другой довод. Дело в том, что информация в милиции систематизирована по признаку, если так можно выразиться, законопослушности гражданина.

Если человек не привлекался, то ничего особенного о нем узнать и не получится. Ну, разве что категории разрешенных транспортных средств в правах, наличие законного оружия и семейное положение. А это в современных условиях — «секрет Полишинеля», тот же ЖЭК выдаст без запинки. Другое дело — сотрудничество с официальными службами безопасности. Именно они на сегодняшний день главные коллекционеры данных.

Крупные частные и государственные компании, провайдеры, банки, страховщики и т.п. держат в штате специально обученных людей, которые следят за перемещением информации.

Люди эти, как правило, под цивильными пиджаками носят погоны и являются офицерами действующего резерва. По гласным и негласным соглашениям правоохранительные органы могут выдавать таким компаниям информацию о клиенте на паритетных условиях. Но и здесь данные из госструктур в основном поступают в виде однозначных ответов на вопросы: был — не был, привлекался — нет, состоял, имеет…

Большие массивы данных в банках и страховых компаниях есть на тех, кто оформлял ипотеку или другие кредиты. Финансисты обмениваются информацией между собой, пытаясь таким образом защитить себя и коллег от недобросовестных клиентов и мошенников. Вот тут как раз раздолье для сыскных агентств. Здесь тоже все систематизировано по определенным признакам. Копирование и вынос данных строго запрещены, но ради эксперимента, я обратился в одну из контор, что предлагают экспресс-кредиты. Не моргнув глазом, мне пообещали в течение недели «пробить» всю мою кредитную историю. А я так надеялся на банковскую тайну.

Примерно также «течет» информация из сотовых компаний. Официально получить детализированный счет и контакты другого лица могут только органы, неофициально — сыщики не испытывают труда заполучить эти сведения. Как? Тайна за семью печатями.

Сыщики с иронией относятся к сбору информации в интернете. Истории сбора личных данных, которыми нас пугают писатели и кинорежиссеры, для России — пока сказка. Да, спецслужбы мониторят электронные средства передачи данных. Да, есть специальные программы. Но даже они не в состоянии поставить «на контроль» всех. Информацию с поисковых машин и соцсетей персональной можно назвать с большой натяжкой. Это скорее психологические срезы, которые используют рекламщики и спецы по маркетингу.

Для того чтобы собрать по-настоящему персональное досье в Сети, необходимо, кроме умения стучать пальцами по клавиатуре, разбираться в тонкостях программирования, администрирования, сетевой и медийной психологии, обладать хорошими навыками социального инжиниринга и многим другим. Люди, умеющее вышеперечисленное, как правило, работают за хорошую зарплату в бизнесе и ерундой не страдают. Или носят форму.

Данные собирают на определенный круг лиц. И если в этот круг не попадать, то и бояться нечего. Ну а раскидывать по Сети фото и видео в стиле ню или писать в «твиттере» признания любовницам — верх неосмотрительности.

Есть, конечно, умельцы, которые от нечего делать могут поковыряться и в почте, и в аське, но массовых услуг они не предоставляют. Но, думается мне, это — дело времени… Сыскные агентства не скрывают, что спрос на услуги, не связанные непосредственно со слежкой за человеком, растет. Вузы собирают данные на студентов. Работодатели на работников. Данные найти не трудно. Не обременяют себя сомнениями школы, больницы, туристические и транспортные компании. Как говорят сыскари, там всегда можно, за долю малую, найти осведомителя. Такое положение дел сыщики связывают с повальным увлечением людей детективами и конспирологией.

Что же касается сбора сведений о потенциальном муже или жене, то простого звонка в сыскное агентство для начала поиска недостаточно. Нужна либо рекомендация, либо крайние обстоятельства или весомые подозрения, с которыми не хочется идти в милицию. К сожалению, и о себе придется выдать немало информации или выложить круглую сумму.


КОММЕНТАРИИ

  • Нет комментариев

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ